.png)
Николай Платонович Огарёв родился 6 декабря (24 ноября) 1813 года в Петербурге, в богатой дворянской семье, отец – землевладелец.
В ранние годы подружился с А.И. Герценом. Известно, что после декабрьского восстания на Сенатской площади друзья торжественно поклялись продолжить дело декабристов.
В 1829 году поступил вольнослушателем на математическое отделение Московского университета. В 1832 принят студентом на нравственно-политическое отделение университета.
Здесь же учился и Герцен. Сформировался студенческий политический кружок, в 1834 году участники кружка были арестованы. Огарёв был приговорён к девятимесячному одиночному тюремному заключению по делу «О лицах, певших в Москве пасквильные стихи».
В 1835 году Огарёв был сослан в имение в Пензенскую губернию, под надзор отца.
В 1838 году он смог поехать в Пятигорск на лечение, здесь он познакомился с некоторыми декабристами, особенно сблизился с А. Одоевским.
В том же 1838 году, после смерти отца, Огарев вступил в наследство и освободил своих крепостных за небольшой выкуп, организовывал фабрики, чтобы создать рабочие места для безземельных крестьян. В условиях самодержавия эти планы могли осуществиться только частично.
В 1839 году ему разрешили вернуться в Москву. Свои стихи стал печатать с 1840 года, состоялась публикация в «Отечественных записках».
С 1841 по 1846 год прожил за границей, в Германии, Италии, Франции. Слушал курс лекций по философии (изучал труды Ф. Гегеля и Л. Фейербаха) и естественным наукам в Берлинском университете, в Париже посещал медицинскую школу.
В конце 1846 года вернулся в Россию, жил в Пензенском имении. В 1850 году вновь был арестован по обвинению в политическом и религиозном вольномыслии, но вскоре освобожден под полицейский надзор.
В 1856 году с женой эмигрировал в Великобританию. В том же году в Лондоне вышел первый сборник «Стихотворения».
В Лондоне встретился с Герценом, возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию, орган революционной пропаганды. Писал статьи о крестьянском вопросе, о необходимости революционно-демократического освободительного движения. Его волновали вопросы объединения различных сил оппозиции.
Был среди инициаторов издания первой русской революционной газеты «Колокол» (выходила с 1857 по 1867 годы, затем интерес читателей к изданию был потерян), литературно-политического альманаха «Полярная звезда» (1855–1868). Предлагал подробную социально-экономическую программу освобождения от крепостного права.
А.И. Герцен выдвинул теорию «русского социализма», Огарёв развивал эти идеи в своих статьях, предлагал план преобразования социального и политического устройства России («Записка о тайном обществе»).
В конце 1850-х – начале 1860-х годов Огарев участвовал в создании общества «Земля и воля», первой в России нелегальной партии, организованной с целью поднять крестьянскую революцию.
Газета «Общее вече» (создана ими же в 1862 году) должна была продвигать революционные идеи в народ.
В 1865 году Вольная русская типография была перенесена в Швейцарию, туда же перебрался и Огарёв.
В конце 1860-х участвовал в пропагандистско-агитационной кампании М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева, в 1870 вместе с Нечаевым подготовил ещё один выпуск «Колокола».
Теоретические выводы Огарёв сформулировал в своей статье 1869 года «Ответы на статью Герцена «Между старичками» и на брошюру Бакунина «Постановка революционного вопроса». Главная сила прогресса – крестьянская революция, уверен Огарёв.
Личная жизнь Огарёва складывалась драматично. Первой женой поэта стала Мария Львовна Рославлева, племянница пензенского губернатора, в 1837 году. Довольно быстро стало ясно, что у супругов мало общего, фактически брак распался, официально сохранялся. Супруга получала материальное содержание от мужа.
Второй спутницей жизни Огарёва стала Наталья Алексеевна Тучкова, несмотря на официально продолжающийся первый брак. Вскоре они уехали в эмиграцию.
Когда Рославлева скончалась, брак был заключён, но он продлился недолго: Тучкова вскоре вышла замуж за Герцена. Огарёв отнёсся к этим событиям сдержанно.
Рядом с Огарёвым до конца его дней была Мэри Сэтерленд, лондонская женщина лёгкого поведения. Огарёв воспитывал Генри, сына Мэри. Своих детей у него не было.
Поэт Николай Огарёв – автор романтической лирики, его лирический герой ищет справедливости, свободы, истины. Он стремится осмыслить законы мироздания. Основная тональность его лирической поэзии – тихая грусть. В основном он пишет о прошлом, вспоминает о пережитом, о любовных чувствах. В советском литературоведении Огарёва окрестили «самым мрачным русским поэтом».
«Друзьям» («Мы в жизнь вошли с прекрасным упованьем», 1843) – одно из самых известных его стихотворений. Стихотворение «Много грусти» заканчивается словами: «А я и молод, жизнь моя полна, и песнь моя на радость мне дана, но в этой радости так грусти много».
Философско-пейзажная лирика Н. Огарёва – «Полдень», «Весна», «Весною», «Дорога», «Зимняя дорога». «Общественные», протестные темы поэт-революционер включал в свою лирику минимально.
Выделяют цикл поэта «Монологи» (1844–1847), где вновь звучат пессимистические мотивы, но автор одновременно выражает и бодрую веру в будущее.
Также выделяют поэму «Юмор» (1-2 части написаны в 1840–1841 году, опубликованы в 1857 году в Лондоне; 3 часть написана в 1867–1868 году, опубликована в «Полярной звезде» в 1869 году), в ней соединились лирический монолог, исповедь с политической сатирой, дружеская беседа с дневниковыми записями и письмом.
В литературно-критических работах, написанных в эмиграции, Огарёв выдвигал идею общественной значимости поэзии. В статьях о литературе и искусстве Огарев писал о реализме.
Составил сборники «Русская потаённая литература XIX столетия» (1861), «Свободные русские песни» (1863). Составил и опубликовал сборник К. Рылеева «Думы».
Автор более 300 художественных и публицистических произведений, опубликованных на страницах «Полярной звезды» и «Колокола».
В 1873 году Н. Огарев вернулся в Великобританию. Последние годы провёл в нужде и одиночестве. Друг и соратник А.И. Герцен скончался в 1870 году.
Н. Огарев умер 12 июня (31 мая) 1877 года в небольшом городке Гринвич. В 1966 году прах поэта был перевезён в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

