.jpg)
Анна Ахматова (настоящее имя – Анна Андреевна Горенко) родилась 23 июня 1899 года под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Была третьей из шести детей.
Сначала находилась на домашнем обучении, когда некоторое время семья жила в Евпатории – дети болели туберкулёзом, мать повезла их на лечение. В возрасте 10 лет Анна тяжело заболела, была при смерти. Эти переживания сохранились с ней на всю жизнь.
Первое своё стихотворение написала в 11 лет. Своим первым учителем в поэзии считала И. Анненского.
С 1900 по 1905 год училась в Царскосельской женской гимназии.
Отец познакомился с творчеством дочери, когда Анне было 17. Его реакция на стихи была такой: «Это – декадентство, не смей позорить моей фамилии!». И тогда дочь взяла фамилию своей прабабки, происходившей из рода давно обрусевших татарских князей – Ахматова.
Анна переехала к родственникам в Киев, окончила Фундуклеевскую гимназию, поступила на юридическое отделение Высших женских курсов.
С поэтом Николаем Гумилёвым Анна была знакома с юности, они вместе учились в Царском селе. В Киеве Анна поддерживала переписку с ним, но его настойчивые ухаживания долгое время отвергала. Немаловажную роль в этом играл тот факт, что Н. Гумилёв считал, будто она напрасно занимается поэзией.
Тем не менее, Ахматова была для Гумилёва «прекрасной дамой», идеалом. «Назвать нельзя ее красивой, / Но в ней все счастие мое», – писал поэт.
Известно, что из-за её холодности он не раз собирался покончить с собой.
В конце 1909 года Ахматова приняла его предложение о браке. Поэты поженились в апреле 1910 года.
В 1907 году при поддержке Гумилёва состоялась публикация первого стихотворения Ахматовой – «На руке его много блестящих колец...». В то время Гумилёв издавал в Париже русский еженедельник «Сириус», где и напечатал это стихотворение.
В Петербурге училась на Высших историко-литературных курсах Н.П. Раева.
В 1911 году Ахматова и Гумилёв при участии Сергея Городецкого и Михаила Кузмина создали поэтическое объединение «Цех поэтов», участники заявили о новой поэтической школе – акмеизм. Акмеизм противопоставил себя символизму XIX века и провозгласил культ конкретности, материальности, вещественности поэтических образов.
Первый небольшой сборник стихотворений Ахматовой «Вечер» 1912 года принёс ей большую известность.
В том же 1912 года у Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий известный ученый-историк, этнограф и философ.
Ахматова приобрела популярность в поэтических кругах. С успехом выступила в литературном кабаре «Бродячая собака».
Второй сборник стихотворений, «Четки», вышел в 1914 году, перед началом Первой мировой войны. Этот сборник любовной лирики имел большой успех и многократно переиздавался в течение 10 лет после выхода.
Льва воспитывала свекровь Ахматовой, летом Гумилёвы жили в имении Слепнево. Н. Гумилёв был на фронте, и Ахматова летом подолгу жила здесь, в 1917 году вышел сборник стихотворений «Белая стая», написанный в Слепнево.
Вскоре после революции, в 1918 году распался брак Ахматовой с Гумилёвым. В 1921 году Николай Гумилёв был арестован и расстрелян по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре.
В 1920 году Ахматова вступила во Всероссийский союз поэтов (Петроградское отделение), с 1921 года работала переводчицей в издательстве «Всемирная литература».
В апреле 1921 года А. Ахматова выпустила сборник стихотворений «Подорожник». Осенью того же года вышла книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. – «В лето господне 1921»).
С момента расстрела Николая Гумилёва сын Лев и Анна Андреевна подвергались многолетней травле. В скором времени произведения писательницы стали подвергаться цензурной критике, печатались лишь немногие из них.
В 1924 году в первом номере нового журнала «Русский современник» вышли стихотворения Ахматовой «И праведник шёл за посланником Бога…» и «И месяц, скучая в облачной мгле…», вскоре журнал был закрыт.
Книги Ахматовой изъяли из библиотек. «Между 1925–1939 годами меня перестали печатать совершенно. Тогда я впервые присутствовала при своей гражданской смерти. Мне было 35 лет», – позже написала Ахматова. Главное обвинение: она писала не о революции и социализме, а о вере и Боге.
Все эти годы зарабатывала переводами, занималась исследованием творчества А.С. Пушкина.
Однако в 1939 году по личному распоряжению Сталина Ахматову приняли в Союз советских писателей. Перед Великой Отечественной войной вышел шестой сборник стихотворений – «Из шести книг». Книгу выдвигали на Сталинскую премию.
Лев Гумилёв в 1935 году оказался в тюрьме, по тому же обвинению, что и отец когда-то. Тогда же в заключении оказался гражданский муж Ахматовой Николай Пунин, историк и теоретик искусства, в то время занимавший должность комиссара Русского музея и Эрмитажа. Ахматова решилась написать письмо Сталину, после которого обоих освободили.
Но в 1938 году Льва Гумилёва арестовали повторно. Ахматовой приходилось по многу часов стоять в очередях в следственном изоляторе тюрьмы «Кресты» с продуктами и вещами для сына, в надежде на свидание с ним.
Лев Гумилёв отбывал наказание в Норильском лагере, в годы войны оказался на фронте. После победы вернулся домой. В 1949 году был в третий раз арестован по тому же обвинению, получил новый срок – десять лет лагерей, но в 1956 году был реабилитирован.
В 1934 году Ахматова задумала поэму «Реквием», посвящённую сыну. По воспоминаниям поэтессы, однажды в тюремной очереди кто-то окликнул её по имени, и тогда к ней обратилась незнакомая болезненного вида женщина с вопросом: «А это вы можете описать?». И она сказала: «Могу».
Работала над поэмой «Реквием» в 1938–1940, заканчивала уже в конце 1950-х. Рукопись приходилось неоднократно сжигать, Ахматова читала поэму только надёжным друзьям. Впервые полный текст поэмы «Реквием» был опубликован в 1987 году.
Летом 1941 года Ахматова была в Ленинграде. С началом войны участвовала в мероприятиях по обороне города. Ольга Берггольц писала об Ахматовой в те дни: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища...».
Вместе с О. Берггольц в сентябре 1941 года Ахматова выступала на ленинградском радио. Через месяц Ахматову эвакуировали по болезни. Она оказалась в Ташкенте. Выступала в госпиталях, несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем.
Военные стихи Ахматовой публиковали. В 1942 году появилось стихотворение «Мужество» («Мы знаем, что ныне лежит на весах…»). «Памяти Вали» («Постучись кулачком – я открою») – о погибшем маленьком сыне соседей по Фонтанному дому в Ленинграде и другие.
Победу Ахматова встретила с восторгом, чему посвящено одноимённое стихотворение.
За гражданскую лирику Ахматову наградили медалью «За оборону Ленинграда», ей увеличили пенсию. В Гослитиздате подписали к печати сборник «Стихотворения Анны Ахматовой. 1909–1945». Стихотворение 1945 года «Кого когда-то называли люди» Ахматова назвала своим поэтическим завещанием. Оно должно было завершать новую книгу.
Сборник не был напечатан. Потому что в 1946 году вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Изданиям досталось за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Речь шла о двух писателях – Анне Ахматовой и Михаиле Зощенко. Постановление было отменено как ошибочное лишь в 1988 году.
Ахматова была названа одной из выразительниц безыдейного реакционного литературного болота, одним из знаменосцев пустой, аристократически-салонной поэзии. Стихи её секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов назвал «поэзией взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней».
Ахматову исключили из Союза писателей СССР. Её вновь перестали печатать, лишив заработка. Ахматова и здесь сохраняла присутствие духа, лишь недоумевала: «Зачем великой стране надо пройти танками по грудной клетке одной больной старухи?».
В 1951 году ситуация изменилась: Ахматову восстановили в Союзе писателей (при поддержке председателя правления Союза писателей СССР А. Фадеева), вновь начали печатать.
В 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда своё первое личное жильё – дачный домик в поселке Комарово.
В 1958 году вышла ее книга «Стихотворения», в 1961 – «Стихотворения. 1909–1960».
В 1960-е годы Ахматова стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы.
В 1965 году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм – «Бег времени».
В марте 1966 года поэтесса скончалась. Она похоронена на Комаровском кладбище.
Нужно сказать несколько слов о мужчинах в жизни Анны Ахматовой.
Недолгим романтическим увлечением ранней юности был поэт Александр Федоров, человек намного старше Анны. В 1911 году в Париже у Ахматовой случился роман с художником Амедео Модильяни. Портрет Ахматовой кисти Модильяни был ей очень дорог и всегда был с ней.
После развода с Гумилёвым в 1918 году Анна вышла замуж за поэта и востоковеда Владимира Шилейко. Известно, что второй муж запрещал Ахматовой писать, а её черновиками норовил растапливать самовар. Личные отношения закончились быстро, но они оставались близкими людьми долгие годы, по возможности помогали друг другу.
Много лет продолжались непростые отношения с Николаем Пуниным, женатым человеком, сохранявшим семью. По одним сведениям, Пунин намеренно принижал поэтические заслуги Ахматовой. Другие воспоминания свидетельствуют, что с Пуниным Ахматова была счастлива.
Есть ещё одно мужское имя, связанное с Ахматовой, – британский дипломант Исайя Берлин российского происхождения. Их встреча состоялась в 1945 году в Ленинграде. Стихотворение, посвящённое ей, начинается словами «Истлевают звуки в эфире…». О характере отношений Ахматовой и Берлина доподлинно никому неизвестно, им посвящён ряд литературоведческих исследований, о них ходят легенды.
Как отзывались о стихах Ахматовой в самом начале её творческого пути?
Критик В. Чудовский в статье 1912 года в журнале «Аполлон» написал: «…мечта питает поэзию Анны Ахматовой. Глубоко грустная мечта, часто романтическая по содержанию. <…> Мечта её, впрочем, не всегда печальна. Она имеет оба устремления, вверх и вниз, но как трагически неравны они! Каким хрупким, неуловимым, призрачным счастьем хочет она уравновесить свою печаль, тоже призрачную, тоже невесомую, но такую большую, большую. <…> Мечта Анны Ахматовой подобна цветку, который устремляет беспомощно к солнцу ломкий и трепетный стебелёк, в то время как под землёй бесчисленные корни упорно ищут мрака…».
В 1914 году в журнале «Северные записки» вышла рецензия на второй сборник «Чётки»: «…поэтический талант у Ахматовой несомненно редкий. Её глубокая искренность и правдивость, изысканность образов, вкрадчивая убедительность ритмов и певучая звучность стиха ставят её на одно из первых мест в «интимной» поэзии. Почти избегая словообразования, в наше время так часто неудачного, Ахматова умеет говорить так, что давно знакомые слова звучат ново и остро».
Далее был пройден огромный жизненный и творческий путь. Подводя итоги в автобиографии «Коротко о себе», Ахматова написала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
1989 год, год 100-летия со дня рождения, был объявлен ЮНЕСКО годом Ахматовой.
Анна Ахматова, стихотворения

