.png)
Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве, в семье преподавателя истории. Мама работала библиотекарем и давала уроки музыки. Отец сочинял стихи, никогда их не публиковал.
Юлия с детства много читала, стихи начала сочинять в школе, в старших классах заняла первое место в поэтическом конкурсе. Её стихи были опубликованы в школьной газете и прозвучали по радио.
В год окончания школы началась война. Юлия мечтала попасть на фронт, вспоминала об этом периоде так: «…я ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня». Её не взяли.
Работала медсестрой в госпитале, параллельно обучалась на медицинских курсах. Позднее рыла окопы.
Однажды оказалась в батальоне пехоты, которому был нужен санинструктор. Её взяли с собой.
У Юлии Друниной есть цикл стихов, посвящённых Комбату. Это была первая любовь. Молодой офицер погиб, подорвавшись на мине. Друнина тогда же была контужена, оказалась в окружении. Часть батальона после долгих перемещений по лесу смогла вырваться из окружения, Юлия вернулась в Москву.
Семью эвакуировали в Сибирь. Отец был серьёзно болен. В 1942 году его не стало. После похорон Юлия смогла вернуться на фронт.
Известно, что близкая подруга Юлии Зинаида Самсонова вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, также на её счету 10 убитых немцев. В одном из боёв она погибла. Её памяти посвящено стихотворение Друниной «Зинка», одно из самых известных у поэтессы.
Друнина была тяжело ранена, повреждение сонной артерии едва не стоило ей жизни. Однако она, сделав себе перевязку, какое-то время продолжала оказывать помощь раненым. После лечения в Москве попыталась поступить в Литературный институт. Её не приняли, сочтя стихотворения незрелыми.
Вернулась на фронт. Биографы Друниной не раз отмечали, что невыносимые тяготы войны её помогали пережить твёрдый характер и неисправимая романтическая натура, требовавшая подвига, самопожертвования, чрезвычайных обстоятельств и сверхусилий. Однако новая контузия в ноябре 1944 года привела к тому, что её комиссовали по состоянию здоровья.
В Москве, в Литинституте она, инвалид войны, просто вошла в аудиторию к первокурсникам и села среди них. Поэт Лев Озеров написал о творчестве Ю. Друниной: «В конце войны я получил две тетради, сплошь заполненные стихами. Мне сказали, что автор – санинструктор, на фронте была ранена… Перечитав стихи, я выделил особо три миниатюры. Вот, Юля, главные стихи. Стихи-магниты. К ним потом присоединятся многие другие. Держитесь за эти стихотворения. Строительный материал надолго. Это ворота в ваш мир».
Так она стала учиться. В Литинституте она познакомилась со своим будущим мужем, поэтом-фронтовиком, тоже получившим инвалидность на войне, Николаем Старшиновым. У пары родилась дочь Елена. Ю. Друнина ушла из института, вернулась к учёбе через три года.
«В начале сорок пятого года у меня случилось большое для начинающего поэта событие – в журнале «Знамя» напечатали подборку моих стихов», – писала Юлия Друнина. – О них сразу же заговорили, как о ярком явлении не только в нашей молодой фронтовой поэзии, но и в военной поэзии вообще».
В 1948 году вышла дебютная книга стихов Друниной «В солдатской шинели», которую ждал огромный успех.
Окончила Литинститут в 1952 году. В 1954 году поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Среди преподавателей был Алексей Каплер, автор сценариев известных фильмов «Полосатый рейс» и «Человек-амфибия», создатель и ведущий телепрограммы «Кинопанорама».
Случилась любовь с первого взгляда. Однако у обоих были семьи, и официально соединиться удалось лишь через 6 лет. Они прожили вместе 20 лет, до ухода А. Каплера из жизни в 1979 году.
Перестройку Ю. Друнина встретила с надеждой на перемены. В конце 80-х годов состояла в обществе фронтовиков, где отстаивала их права. Была избрана депутатом Верховного Совета СССР, однако быстро поняла, что добиться необходимых изменений не выходит: «Мне казалось, что власть – это прежде всего сила. Я стала властью, а у меня никакой силы нет. Избиратели доверяют мне свои дела, я сижу, смотрю на них и думаю, что не оправдаю их доверие. Хлопочу, пишу в то или иное министерство, ведомство, район, округ. Не отвечают, как будто сговорились – не отвечать. Сила? Никакой. Я беспомощна. И зачем я сижу по 10-12 часов в зале заседаний? И зачем я утверждена в этой липовой должности? Кому-то это нужно, нужно для какой-то опасной игры. Видимость власти, и только…».
Когда же СССР начал распадаться, для Друниной это стало слишком трудным испытанием.
В августе 1991 года Юлия Друнина была в рядах защитников Белого дома. В ноябре того же года покончила жизнь самоубийством. Она оставила такую записку: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, не верующая. Но если Бог есть, он поймет меня. 20.11.91».
Супруги похоронены в городе Старый Крым. Начиная с 60-х годов, А. Каплер и Ю. Друнина очень любили бывать в Крыму. Особенно полюбился им Старый Крым, городок Александра Грина. Подолгу жили здесь каждое лето, проходили вдвоём тропой Грина в Коктебель. После смерти А. Каплера Ю. Друнина регулярно приезжала в Старый Крым одна.
Их могила расположена неподалёку от места захоронения А. Грина.
Среди поэтических сборников Ю. Друниной – «Разговор с сердцем» (1955), «Ветер с фронта» (1958), «Современники» (1960), «Тревога» (1963). Сборники более позднего периода творчества – «В двух измерениях» (1970), «Окопная звезда» (1975), «Не бывает любви несчастливой» (1977).
Стихотворения Юлии Друниной вошли в школьную программу. «Походная кавалерийская» и «Ты – рядом» стали песнями, композитор А. Пахмутова; автор музыки к песням «На кургане» и «Песня о рыбаке» А. Петров.
Автобиографическая повесть «С тех вершин» – «о девочке, которая ушла на фронт, прибавив себе пару лет. Она была батальонным санинструктором и прошла школу настоящего мужества…».
Писала публицистические статьи.
Кавалер девяти орденов и медалей, в том числе ордена Красной Звезды и медали «За отвагу».
Судя по черновикам стихотворения «Я столько раз видала рукопашный…», в нём планировалось 8 строф. Позднее автор поняла, что всё уже сказано в четырёх строках.
«Я боюсь и избегаю громких слов, но тут должен совершенно честно сказать, что человека, который более искренне и глубоко любил бы свою Родину – Россию, чем Юлия Друнина, за свою жизнь не встречал», – писал Николай Старшинов.
Юлия Друнина, стихотворения
***
Необходима так и так нужна?
Старый Крым
Равнодушно плывут облака…
***
Прости меня – в том нет моей вины…
Судный час
Последнее стихотворение
Не могу, не хочу смотреть!

